Проповедь о. Всеволода на всенощном бдении 14.10.2017
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в воскресный день, мы слышали Евангельское повествование, которое очень хорошо нам знакомо, поскольку часто читается на воскресном богослужении, во время утрени. В этом чтении говорится о том, как апостолы встретили Господа после воскресения и не узнали Его. Те, кто были к Нему близки, считали, что это кто-то другой.
Да, плоть Его приобрела неизвестные для нас свойства. Господь проходил сквозь закрытые двери, мог преодолевать быстро достаточно большие расстояния, насколько можно понять из последовательности Евангельского повествования. Это была иная плоть. И, наверное, узнать Господа было непросто, Однако Его принимали за другого человека, то есть вид этой плоти был обычный, люди не ужасались, видя что-то непривычное для себя — так, как ужаснулись и удивились апостолы, находясь на Фаворской горе. Люди видели Человека — не духа, не внешнеего посланника, не привидение, не кого-то, кто имел на своем теле признаки нахождения во гробе в течении нескольких дней — нет, они принимали Господа как обычного человека. Мария видит Его, беседует с Ним, и долго продолжает считать, что это не Он, что это садовник. Она говорит Ему: «Где положили тело Господа?», она спрашивает о Господе Иисусе, будучи уверенна что перед ней другой человек. И вот Господь обращается к сердцу Марии, к ее духовному зрению. Он называет ее по имени, и она отвечает: «Раввуни»! По тексту Евангелия это слово переводится как «Учитель», но академические наши толкователи напоминают, что слово это может означать и «Правитель». Она обращается ко Господу как к Кому-то, Кто не только является ее Учителем, но и Властителем, Повелителем. И она узнает Его не телесными очами — так же как и апостолам открывается, что это Господь, через преломление хлеба, то есть через трапезу, которая напоминает им о Тайной Вечери. Мария через слово Господа открывает для себя, что это Он. Сегодня многие святые празднуются, и мы должны внимать их жизни, потому, что это были люди, которые познали Господа в своей жизни, и сейчас видят Его воочию в Царствии Небесном, в Небесной Церкви.
Это древние мученики последнего периода римских гонений, начала IV века — священномученик Киприан, мученица Иустина и мученик Феоктист. Гонения перед их отменой, перед тем, как власти смирились с торжеством христианства при императоре Константине, какое-то время были весьма жестокими. Среди людей, которые смеялись над выбором христиан и не понимали его, жили древние мученики — «добрые мученики», если вспомнить слова из богослужения. Они знали, что настоящая жизнь, настоящее бытие, настоящая полнота бытия не там, где находились вот эти смеющиеся, и скептики и те, кто считал, что наполненная всяческой славой и имуществом земная жизнь — это главное. Нет! Настоящая жизнь — в Царствии Небесном, в которое они и ушли, эти мученики.
Блаженный Андрей, которого мы сегодня утром вспоминали во время богослужения праздника Покрова Пресвятой Девы, — это совсем другой человек, живший в христианской области, но также встречавшийся со многими опасностями, в том числе с опасностью нашествия наших предков и их военных союзников, которые угрожали святому граду Константинополю. Этот юродивый, простой человек, знал Господа. Он видел духовные глубины. Ему, одному из многих людей, которые тогда стояли в храме, открылась Божия Матерь, простирающая Свой Покров. Он удостоился один — вместе со своим спутником — этого видения.
И вот совсем другая эпоха: адмирал русского флота Федор Ушаков, которого также мы сегодня вспоминаем как ходатая нашего перед Господом, к которому мы обращаем свои просьбы. Трудное воинское служение, опасности — жизнь христианская всегда будет полна опасностей. Но и слава, и почет, и близость к царскому двору, и уважение, и ответственность, и особая харизма, связанная с необходимостью повелевать большим количеством людей. Все это было положено адмиралом к ногам Спасителя. Он окончил свою жизнь почти как монах. Он жил рядом с монастырем и посещал все богослужения. Он тоже знал Господа. Он, среди большого количества людей, которые полагались только на военную силу, возлагал надежду на Господа и был более победоносен, чем те, кто рассчитывал только на количество кораблей, на пушки и всякие боеприпасы. И окончил свою жизнь не наслаждаясь вот этой своей победой и прочими успехами, а смиряя себя пред Божиим Ликом и в то же время давая понять окружающим, что вот так нужно жить, за этим нужно следовать, а не за надеждой на себя.
Будем присматриваться к святым, дабы увидеть Господа, дабы услышать Его голос, обращенный к каждому из нас. Он каждого из нас называет по имени и призывает к Себе, как некогда Марию. Услышим этот голос! Откроем наш духовный слух, наши духовные очи, чтобы обратиться ко Господу, как к нашему Учителю и Повелителю земных судеб — и судеб, что гораздо важнее, вечных. Спаси Господи!