Храм Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот (церковь Смоленской иконы Божией матери)
Православный храм, принадлежит к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви.
Скромная, но знаменитая церковь во имя преподобного Феодора Студита, исповедника, находится на Большой Никитской улице Москвы. Она была построена в 1626 году по указу Святейшего Патриарха Филарета, отца царя Михаила Феодоровича Романова, и освящена по его именинам: до пострига будущий Патриарх носил имя Феодор.
Да не зарастет народная тропа к храму Божию, да не ожесточатся сердца братьев и сестер наших.
Видео-экскурсия по храму в рамках проекта телеканала Спас «ОНЛАЙН-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКОВСКИМ МОНАСТЫРЯМ И ХРАМАМ: ХРАМ ПРП. ФЕОДОРА СТУДИТА У НИКИТСКИХ ВОРОТ»
Внутреннее убранство
Заходя в храм преподобного Феодора Студита, любой из нас сразу обращает внимание на красоту росписи и теплоту красок, непременно чувствуя душевный трепет. Помещение храма в советское время использовался как институт жиров, на окнах были решетки, и ни о какой росписи стен говорить не приходилось. Однако усердием и стараниями большого количества людей в 2005 году была привлечена команда художников, и восстановление должного устройства храма наконец осуществилось в полной мере — на стенах появилась красивая роспись, подробно описывающая важнейшие ветхозаветные события и жития святых.
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. (Еф.5,25)
История храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот
Преподобный Феодор Студит жил в VIII – IХ веках. Он родился в Константинополе в 758 году в благочестивой христианской семье. Его отец состоял на государственной службе как сборщик царских податей, и Феодор получил в столице прекрасное образование, учась у лучших богословов, философов, риторов. Когда же Византию при поддержке нечестивого императора Костантина Копронима охватила иконоборческая ересь, отцу Феодора пришлось покинуть службу. Вскоре оба родителя святого по обоюдному согласию приняли монашество. Феодор же посвятил себя проповеди иконопочитания. Обладая даром красноречия, он много участвовал в диспутах, пока иконоборчество не было осуждено на VII Вселенском Соборе, созванном благочестивой императрицей Ириной.
Вскоре Феодор оставил Константинополь и со своим дядей, старцем Платоном, и братьями удалился в иночество. Близ Олимпа в местности Сакудиан они основали храм святого Иоанна Богослова и обустроили там монастырь. Со временем Феодор стал его игуменом.
Потом он попал в опалу за осуждение прелюбодеяния императора Константина VI и был сослан в Солунь. Оттуда его вызволила царица Ирина, которая отдала ему опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, где под настоятельством святого собралось около тысячи иноков. Для управления монастырем Феодор составил знаменитый иноческий устав, прозванный Студийским.
Дальнейшая жизнь святого была истинным мученичеством за веру. Гонимый нечестивыми императорами-иконоборцами, он не раз подвергался изгнанию, ссылкам, заточению, пыткам. Под конец земного пути преподобный Феодор поселился в Херсонесе близ Никомидии и сподобился мирной кончины в 826 году. В январе 845 года его честные мощи были перенесены в Константинополь.
Для Москвы и для всей России ноябрьский праздник святого преподобного Феодора Студита оказался особенным днем. В XV-XVI столетиях на месте, где стоит сейчас церковь во имя святого Феодора Студита, проходила главная дорого от Кремля к Великому Новгороду. «Большой Никитской» она стала позднее, когда отец Патриарха Филарета боярин Никита Захарьин Юрьев в конце XVI века основал здесь Никитский монастырь по своим именинам.
Первоначальная же Феодоровская церковь появилась здесь значительно раньше. На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же была построена первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел – во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь Патриарх Филарет впервые устроил из древней часовни.
В 1619 году у Никитских (называвшихся также Смоленскими) ворот Филарета, к тому времени уже епископа Церкви Божией, встречали из польского плена. В благодарность за избавление он по обету обустроил Смоленский монастырь, который стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. Тогда же, в 1624-1626 годах, Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая, как и в старину, стала соборным храмом монастыря. Обитель стала любимым местом отдыха Первосвятителя. Храм даже считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением Патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных с аптекой. Раньше такие блага были доступны лишь первым лицам государства да знатным особам.
Только в 1709 году, после фактической отмены Патриаршества, монастырь упразднили, а иноков перевели в Новинский монастырь. С 1712 года Феодоровская церковь стала обыкновенной приходской. В дельнейшей истории Москвы она прославилась тем, что была приходским храмом А.В. Суворова, жившего в своем родовом доме на Б. Никитской, 42, отчего ближайший Никитский бульвар еще недавно носил имя Суворова.
Александр Васильевич Суворов и храм прп. Феодора Студита
Будущий великий генералиссимус родился 13 ноября 1730 года, через день после праздника Феодора Студита. Часто задаются вопросом, где же крестили Суворова? Он был крещен в Феодоровской церкви у Никитских ворот, родившись в паре домов от нее. Младенца нарекли в честь святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, рождение Суворова предвещали таинственные знамения: на небе появились «красные хвосты», по истолкованию одного новгородского юродивого означавшие рождение человека «нехристям страшного» и знаменитого. Ходила молва, будто однажды в дом к родителям Суворова постучался некий странник, и благочестивые хозяева радушно приняли гостя. Он оказался святым ангелом, который благословил их новорожденного сына.
Известно, что Суворов отличался благочестием. В своей приходской церкви Феодора Студита он пел на клиросе, читал апостол и всегда особо поминал родителей. Мать Суворова Авдотья Федосеева и вся его родня были похоронены при этой церкви. Есть сведения, что он и венчался в этом же храме с княжной Варварой Прозоровской в 1774 году. Молился Суворов и в соседнем храме большого Вознесения. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой иконой, ставил свечи, молился на коленях и с трепетом подходил под благословение.
То, что Суворов не проигрывал сражений, современники приписывали особой Божественной благодати, ниспосланной праведному воину. Солдаты говорили, что Суворов и в ночи знает, где неприятельская засада, и воду «чует» в засушенных местах, и грозовые тучи «пушками разгоняет», а в бою будто бы орел над ним является и садится полководцу на плечо. Орел часто упоминался в легендах о Суворове. Легенда гласит, что перед самым штурмом Измаила полководец вдруг увидел в небе сонм людей: у одних были венцы на головах, у других не было. Один солдат спросил Суворова, почему он так долго смотрел на небо. Тот предложил ему посмотреть в небо самому: «Вот и я вижу. Какие в венцах, те убиты будут при штурме, только без венцов куда больше».
Феодор Васильевич Чижов
В 1877 году в Феодоровской церкви отпевали Феодора Васильевича Чижова – известнейшего в свое время промышленника и мецената, строителя российских железных дорог. Именно он с компаньонами построил первую русскую частную «образцово-показательную» железную дорогу от Москвы до Ярославля (а потом и до Вологды) исключительно отечественными силами — от русских рабочих, занятых в строительстве, до купеческого капитала без иностранных инвестиций. Это было сделано для того, чтобы убедить правительство и общественность в возможности для России собственного первоклассного железнодорожного строительства. Потом Ф.В. Чижов создал Архангельско-Мурманское пароходство, важное для северной России. Не чужд он был и культуре – яркий славянофильский публицист, приятель Гоголя, Чижов выступил на свои средства одно из первых собраний сочинений писателя. Уважение он снискал к себе огромное – гроб с его телом друзья и сослуживцы несли на руках из Феодоровской церкви к Данилову монастырю, где он обрел последнее пристанище.
В начале XIX века Феодоровская церковь была кардинально переделана. Четверик храма перекрыли большим сферическим куполом, из которого в центре выступала одна главка на тонком барабане. Алтарь перестроили в одну большую абсиду, сферический свод который гармонировал с куполом. Своды трапезной заменили плоским потолочным перекрытием. Внутри проход из трапезной в центральную часть храма был расширен и украшен двумя ионическими колоннами. В общем, храм получил ампирное оформление, характерное для 1820- х годов. В 1865-1873 годах алтари приделов из трапезной выдвинуты на восток в линию с главным. В каменный пол включили полукруглые следы старых стен.
После революции 1917
Храм святого Феодора Студита закрыли в 1927 году. По краю Никитского бульвара на следующий год выстроили большой жилой дом, заселенный работниками табачной промышленности. Здание захватило часть церковного двора, почти вплотную подошло к храму, закрыв красивый вид на него с бульвара.
Один из ведущих реставраторов советского времени Лев Артурович Давид говорил своим ученикам, что ему не много удалось сделать для спасения церквей от уничтожения, но он может гордиться тем, что спас церковь святого Феодора Студита. В 1937 году на его глазах взорвали прекрасную колокольню этого храма, и Лев Артурович, понимая свое бессилие в деле спасения здания, в эту ночь долго не мог заснуть. В три часа ночи он взял книгу историка XΙΧ века И. Снегирева и начал читать об истории церкви Феодора Студита. На глазах попалась фраза, где историк сообщает, что этот храм был приходским для семьи Суворовых, и сам полководец даже пел в нем на клиросе. После этого реставратор уснул, а утром по телефону позвонил в Министерство обороны СССР. И случилось чудо: военные выслушали сбивчивую речь ученого и поверили ему. Они заинтересовались этим храмом и помогли его отстоять. Вскоре он уже стоял на охране как памятник истории и архитектуры, а бульвар получил название полководца. Только случился небольшой казус: машинистка, не понявшая слово в названии, заменила его на более знакомое. Специалисты с удивлением увидели, что охраняют церковь не Феодора Студита, а «Феодора студента».
Храм пострадал от осколков бомбы в Великую Отечественную войну. В 1947 году, ссылаясь на факт «разрушения здания вражеской авиацией», сотрудники Управления делами ТАСС хотели забрать здание храма себе под автомеханическую мастерскую. Управление охраны памятников на их запрос ответило, что здание имеет мемориальную ценность и будет восстановлено. В это время его использовала под контору организация «Союзлесзагспирт». В 1950-1980-е годы церковное здание занимали различные учреждения, общественность предлагала сделать в нем музей А. В. Суворова.
Реставрация храма преподобного Феодора Студита началась в 1984 году. К 1990 году были воздвигнуты пять глав храма; началось и возрождение колокольни. С 1991 года в храме возобновлено богослужение.
В 1993 году храм освятили малым чином. В нем хранится чудотворный список с Песчанской иконы Божией Матери, прославленной в городе Изюме. Около этого редкого для Москвы образа по пятницам читается акафист. В иконостасе северного придела хранится икона святого епископа Луки с частицами его мощей.
В храм в 2000 году один из прихожан передал приходу икону Спасителя, хранившуюся у него в доме и спасенную в 1930-х годах его бабушкой при разорении церкви Феодора Студита. Этот небольшой образ – единственное, что осталось от старого убранства храма.
Составлено на основе книг: Лебедева Е. В. Город храмов и палат. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.
Москва Православная. Авторы-составители: М.И, Вострышев, М.Г. Рогозина, А.К. Светозарский. М., «ИНТО», 2005.
У Феодора Студита
Храм есть крохотный каменный
У Никитских ворот,
С древних лет незапамятных
Здесь молился народ.
…Тихим, радостным пламенем
В церкви свечи горят,
Нынче служат о здравии
Молодого царя,
О победе над ворогом,
О спасеньи от смут,
Сердцу русскому дорого,
Как на службе поют.
И святыми молитвами
В годы бедствий храним
Над трудами и битвами
Воссиял Третий Рим.
Не десницей державною
Он над миром возник,
Не военною славою —
Царством духа велик…
И под этими сводами
На молебнах стоял
На коленях пред Господом
Старичок генерал.
И поклоны бил истово,
Собираясь в войска,
Не его ли молитвою
Наша слава крепка?
И дела богатырские,
И его знамена
Помнят кручи альпийские
И широкий Дунай…
Храм есть крохотный каменный
У Никитских ворот
С давних лет незапамятных
Здесь молился народ.
Александр Чжоу, 2011г.
Источник
В храме
Если нуждаюсь в защите,
Бедствия не по плечу —
У Феодора Студита
Божьей защиты ищу.
В крохотном стареньком храме
Крашен затейливо свод,
Здесь благодарная память,
Не увядая, живёт.
Кончится время раздоров,
Свечки огонь не угас,
Граф Александр Суворов
Молится снова о нас.
Словно в былое столетье,
Дальний готовит поход.
Преодолев лихолетье,
Духом воспрянет народ.
Братской любви христианской
Неиссякаем родник,
Матери Божьей Песчанской
Светел спасительный лик.
Храмов цепочка окрестных
Кремль облегла искони —
Пояс Царицы Небесной
Нашу столицу хранит.
Русская честь не зарыта.
В трудный свой час не грущу.
У Феодора Студита
Божьей защиты ищу.
Александр Чжоу, 2019г.